3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ СРП

3.1. Этапы применения модели СРП

В поправках к Федеральному закону "О соглашениях о разделе продук-ции" (№ 19-Ф3 от 07.01.1999) - в пункт 1 статьи 6 добавлено положение "Начальные условия конкурсов или аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов".
Однако реальная ситуация становится более сложной и разнообразной, и соответствующие тенденции, вероятно, будут только усиливаться. А имен-но, государство в лице администраций субъектов федерации (АСФ) и органов МПР России начинает постоянно сталкиваться с необходимостью:
- экспертизы немалого потока предложений потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон;
- выработки своей самостоятельной активной позиции по условиям ос-воения объектов СРП (на всех стадиях - от первоначальных решений о включении объектов в перечень - до проведения переговоров и заключения СРП);
- постоянного согласования и уточнения этих позиций в переговорах с различными заинтересованными органами и организациями - транспортными и потребляющими организациями (не участвующими прямо в СРП), органами государственного управления соседних субъектов федерации и зарубежных стран.
При этом согласование и достижение компромисса между частными взглядами и интересами разных сторон, их учет и объединение в государственный вариант освоения, имеющий наибольший народно-хозяйственный результат и бюджетную эффективность, требуют выполнения вариантных расчетов не в виде разовой кампании, а в форме постоянной рутины - экономического мони-торинга объектов потенциальных инвестиций, в т.ч. в целях максимизации ожидаемых бюджетных эффектов.
Компьютерные модели теперь должны использоваться для решения раз-личных задач на протяжении всего процесса, связанного с СРП. Общая орга-низационная схема этого процесса приведена в таблице 5. Из нее видно, что компьютерное моделирование объектов СРП и включающих их более круп-ных консолидированных систем является объективно необходимым рутинным процессом. Только такие модели позволят точно, достоверно и оперативно:
- сформировать исходный перечень объектов для СРП;
- проводить быструю, точную и унифицированную экспертизу предвари-тельных обоснований потенциальных инвесторов;
- обосновать наилучший вариант начальных условий СРП на основе максимизации суммарного эффекта в консолидированной системе;
- исключить субъективизм, повысить оперативность согласования интересов всех участников консолидированной системы, повысить конструктив-ность соответствующих переговорных процессов;
- обосновать наилучший вариант начальных условий СРП по итогам согласований со всеми заинтересованными сторонами;
- вести постоянный учет влияния на условия СРП изменений налогового законодательства вплоть до момента подписания СРП;
- вести переговорный процесс при подготовке и заключении СРП на основе обсуждения государственного варианта, четко различать в этом про-цессе уступки государства и уступки инвестора.

3.2. Аналитические задачи, решаемые на модели СРП

После решения аналитических задач, охарактеризованных в подразделе 2.3, и определения оптимального "стоимостно-технологического" варианта проекта в условиях ДНС, производится расчет вариантов, специфических для условий СРП. Как правило, эти варианты рассчитываются для разных шкал раздела продукции (строка RPS1) и дают разное значение ключевого для ин-вестора показателя "внутренняя норма рентабельности затрат на создание и эксплуатацию предприятия по интегральному эффекту (денежному потоку операционной и инвестиционной деятельности)" - IRR (строка ЕЕ5б).
Первый из таких вариантов обосновывает исходную шкалу раздела продукции. Единственным принципом здесь является перенос потерь государства (из-за налоговых льгот в варианте СРП) в долю прибыльной продукции го-сударства. "Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции ..." (статья 39 Закона "О недрах"). Расчет такой шкалы легко осуществляется в среднегодовых моделях. Далее эта шкала может пересмат-риваться в процессе переговоров с учетом дополнительных факторов (рента-бельности проекта, социально-экономической обстановки и т.д.). При этом будут ясно видны факты и размеры уступок переговаривающихся сторон. Под-бор такой шкалы (строка RPS1) осуществляется до момента совпадения зна-чений показателя "Всего доходов бюджетов" (строка RB7) в условиях ДНС и СРП.
Второй вариант "изымает" рентный доход в пользу государства, т.к. СРП - это единственный законный способ такой операции. В условиях ДНС при фиксированных ставках налогов она не осуществима. В этом варианте усматривается смысл и ценность СРП для государства [27]. Расчет варианта производится увеличением доли прибыльной продукции государства за счет уменьшения доли прибыльной продукции инвестора (строка RPS1) до уровня IRR (строка ЕЕ5б), минимально приемлемого для инвестора (15-20%). Расчет такого варианта естественно возможен для высокорентабельных проектов, в которых исходная шкала в первом варианте, дает IRR>20%. Данный вариант считается наиболее выгодным для государства.
В третьем варианте обосновывается шкала раздела, наиболее выгодная для инвестора.
В результате этих расчетов создается базовый (нулевой) вариант шкалы (первый) и два "коридора" вариантов для переговоров:
- между первым и вторым вариантом - когда более сильны позиции государства;
- между первым и третьим - когда более сильны позиции инвестора.
Целый ряд других интересных аналитических задач определен в методике Минтопэнерго России [27].

3.3. Технология моделирования объектов СРП

Технология моделирования объектов на условиях СРП мало отличается от изложенной в подразделе 2.4. Специфическим моментом здесь является расчет исходной шкалы раздела продукции (см.п.3.2 - первый вариант). Четыре показателя, образующих эту шкалу не имеют аналитических выражений и могут быть исчислены только путем их подбора до момента совпадения показателя "Всего доходов бюджетов" (RB7). В данной редакции модели реализован следующий способ подбора:
- значения первого получившегося результата расчетной шкалы раздела (строка RPR3) вводятся вручную в строку "Шкала раздела продукции по соглашению" (RPS1), делается пересчет всей таблицы, получается второй результат расчетной шкалы (RPR3), разрыв значений RB7 сокращается;
- эта процедура повторяется до совпадения значений RPR3 и RPS1 и совпадения значений RB7 при ДНС и СРП. Требуется около 20 итераций. Для сокращения времени предусмотрен макрос;
- после завершения итераций для памяти и последующего сравнения значения исходной шкалы (RPS1) следует скопировать в строку RPSO. Описанный подбор выполняется только для первого варианта, обосновывающего исходную шкалу раздела продукции. При расчете других вариантов (см.п.3.2 - второго и третьего) подбор выполнять не надо - в строку RRS1 просто вво-дятся новые значения шкалы раздела, нужно только следить, чтобы их сумма была равна 100%. Как правило, все изменения шкалы производятся перерас-пределением долей прибыльной продукции инвестора и государства.

3.4. Организация моделирования объектов СРП

Проекты СРП предусматривают значительные инвестиции, как правило, существенно влияют на экономику субъекта федерации. Рассмотрение вариантов происходит в сильно политизированной обстановке. Участниками рассмотрений являются специалисты разной квалификации. Процесс рассмотрений требует подготовки популярных пояснительных записок, постоянного участия в обсуждениях для дачи необходимых разъяснений. Сводные показатели расчетов требуют тиражирования в количестве 50-100 экз.

На главную страницу