3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ СРП
3.1. Этапы применения модели СРП
В поправках к Федеральному закону "О соглашениях о разделе продук-ции"
(№ 19-Ф3 от 07.01.1999) - в пункт 1 статьи 6 добавлено положение "Начальные
условия конкурсов или аукционов разрабатываются на основе технико-экономических
расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных
за проведение конкурсов или аукционов".
Однако реальная ситуация становится более сложной и разнообразной,
и соответствующие тенденции, вероятно, будут только усиливаться. А имен-но,
государство в лице администраций субъектов федерации (АСФ) и органов МПР
России начинает постоянно сталкиваться с необходимостью:
- экспертизы немалого потока предложений потенциальных инвесторов и
других заинтересованных сторон;
- выработки своей самостоятельной активной позиции по условиям ос-воения
объектов СРП (на всех стадиях - от первоначальных решений о включении
объектов в перечень - до проведения переговоров и заключения СРП);
- постоянного согласования и уточнения этих позиций в переговорах с
различными заинтересованными органами и организациями - транспортными
и потребляющими организациями (не участвующими прямо в СРП), органами
государственного управления соседних субъектов федерации и зарубежных
стран.
При этом согласование и достижение компромисса между частными взглядами
и интересами разных сторон, их учет и объединение в государственный вариант
освоения, имеющий наибольший народно-хозяйственный результат и бюджетную
эффективность, требуют выполнения вариантных расчетов не в виде разовой
кампании, а в форме постоянной рутины - экономического мони-торинга объектов
потенциальных инвестиций, в т.ч. в целях максимизации ожидаемых бюджетных
эффектов.
Компьютерные модели теперь должны использоваться для решения раз-личных
задач на протяжении всего процесса, связанного с СРП. Общая орга-низационная
схема этого процесса приведена в таблице
5. Из нее видно, что компьютерное моделирование объектов СРП и включающих
их более круп-ных консолидированных систем является объективно необходимым
рутинным процессом. Только такие модели позволят точно, достоверно и оперативно:
- сформировать исходный перечень объектов для СРП;
- проводить быструю, точную и унифицированную экспертизу предвари-тельных
обоснований потенциальных инвесторов;
- обосновать наилучший вариант начальных условий СРП на основе максимизации
суммарного эффекта в консолидированной системе;
- исключить субъективизм, повысить оперативность согласования интересов
всех участников консолидированной системы, повысить конструктив-ность
соответствующих переговорных процессов;
- обосновать наилучший вариант начальных условий СРП по итогам согласований
со всеми заинтересованными сторонами;
- вести постоянный учет влияния на условия СРП изменений налогового
законодательства вплоть до момента подписания СРП;
- вести переговорный процесс при подготовке и заключении СРП на основе
обсуждения государственного варианта, четко различать в этом про-цессе
уступки государства и уступки инвестора.
3.2. Аналитические задачи, решаемые на модели СРП
После решения аналитических задач, охарактеризованных в подразделе
2.3, и определения оптимального "стоимостно-технологического" варианта
проекта в условиях ДНС, производится расчет вариантов, специфических для
условий СРП. Как правило, эти варианты рассчитываются для разных шкал
раздела продукции (строка RPS1) и дают разное значение ключевого для ин-вестора
показателя "внутренняя норма рентабельности затрат на создание и эксплуатацию
предприятия по интегральному эффекту (денежному потоку операционной и
инвестиционной деятельности)" - IRR (строка ЕЕ5б).
Первый из таких вариантов обосновывает исходную шкалу раздела продукции.
Единственным принципом здесь является перенос потерь государства (из-за
налоговых льгот в варианте СРП) в долю прибыльной продукции го-сударства.
"Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции ..."
(статья 39 Закона "О недрах"). Расчет
такой шкалы легко осуществляется в среднегодовых моделях. Далее эта шкала
может пересмат-риваться в процессе переговоров с учетом дополнительных
факторов (рента-бельности проекта, социально-экономической обстановки
и т.д.). При этом будут ясно видны факты и размеры уступок переговаривающихся
сторон. Под-бор такой шкалы (строка RPS1) осуществляется до момента совпадения
зна-чений показателя "Всего доходов бюджетов" (строка RB7) в условиях
ДНС и СРП.
Второй вариант "изымает" рентный доход в пользу государства, т.к. СРП
- это единственный законный способ такой операции. В условиях ДНС при
фиксированных ставках налогов она не осуществима. В этом варианте усматривается
смысл и ценность СРП для государства [27]. Расчет варианта производится
увеличением доли прибыльной продукции государства за счет уменьшения доли
прибыльной продукции инвестора (строка RPS1) до уровня IRR (строка ЕЕ5б),
минимально приемлемого для инвестора (15-20%). Расчет такого варианта
естественно возможен для высокорентабельных проектов, в которых исходная
шкала в первом варианте, дает IRR>20%. Данный вариант считается наиболее
выгодным для государства.
В третьем варианте обосновывается шкала раздела, наиболее выгодная для
инвестора.
В результате этих расчетов создается базовый (нулевой) вариант шкалы
(первый) и два "коридора" вариантов для переговоров:
- между первым и вторым вариантом - когда более сильны позиции государства;
- между первым и третьим - когда более сильны позиции инвестора.
Целый ряд других интересных аналитических задач определен в методике
Минтопэнерго России [27].
3.3. Технология моделирования объектов СРП
Технология моделирования объектов на условиях СРП мало отличается от
изложенной в подразделе 2.4. Специфическим моментом
здесь является расчет исходной шкалы раздела продукции (см.п.3.2
- первый вариант). Четыре показателя, образующих эту шкалу не имеют аналитических
выражений и могут быть исчислены только путем их подбора до момента совпадения
показателя "Всего доходов бюджетов" (RB7). В данной редакции модели реализован
следующий способ подбора:
- значения первого получившегося результата расчетной шкалы раздела
(строка RPR3) вводятся вручную в строку "Шкала раздела продукции по соглашению"
(RPS1), делается пересчет всей таблицы, получается второй результат расчетной
шкалы (RPR3), разрыв значений RB7 сокращается;
- эта процедура повторяется до совпадения значений RPR3 и RPS1 и совпадения
значений RB7 при ДНС и СРП. Требуется около 20 итераций. Для сокращения
времени предусмотрен макрос;
- после завершения итераций для памяти и последующего сравнения значения
исходной шкалы (RPS1) следует скопировать в строку RPSO. Описанный подбор
выполняется только для первого варианта, обосновывающего исходную шкалу
раздела продукции. При расчете других вариантов (см.п.3.2
- второго и третьего) подбор выполнять не надо - в строку RRS1 просто
вво-дятся новые значения шкалы раздела, нужно только следить, чтобы их
сумма была равна 100%. Как правило, все изменения шкалы производятся перерас-пределением
долей прибыльной продукции инвестора и государства.
3.4. Организация моделирования объектов СРП
Проекты СРП предусматривают значительные инвестиции, как правило, существенно
влияют на экономику субъекта федерации. Рассмотрение вариантов происходит
в сильно политизированной обстановке. Участниками рассмотрений являются
специалисты разной квалификации. Процесс рассмотрений требует подготовки
популярных пояснительных записок, постоянного участия в обсуждениях для
дачи необходимых разъяснений. Сводные показатели расчетов требуют тиражирования
в количестве 50-100 экз.
|